О новостях из мира ИИ и новом законе против дипфейков рассказывает консультант практики ФинТех и IP в O2 Consulting - Алиса Ерёмина.
Последние две недели были богатыми на события из индустрии искусственного интеллекта. Многие страны вышли на путь его формального регулирования: были приняты новые законы, регламенты и резолюции, направленные на установление правил взаимодействия человека, ИИ и его разработчиков.
Пока мы готовим обзор только опубликованного Закона об искусственном интеллекте (Artificial Intelligence Act), который был принят Европейским парламентом 13 марта, предлагаем почитать о новом законе против дипфейков.
На днях в штате Теннеси США был принят закон, который направлен на защиту голоса артистов от использования в генеративных технологиях (ELVIS Act).
Новый закон расширяет понятие несанкционированное использования данных человека, включив в него не только имя, фотографию или образ (сходство) как было раньше, но и персонализированные модели, которые позволяют выдавать себя за человека (дипфейки), включая его голос. Законопроект появился в ответ на рост количества дипфейков и направлен, в первую очередь на защиту авторов музыкальных произведений.
Пока не очень понятно, как закон будет работать, но им предусмотрено, что лицо несет гражданскую ответственность, если оно «распространяет, передает или иным образом делает доступным алгоритм, программное обеспечение, инструмент или другую технологию», которые позволяют создавать дипфейки. Это первый такой закон на территории США, но, вероятно, он не будет последним.
Недавно в Палату представителей США внесли законопроект о регулировании дипфейков. Он предполагает установление маркировки контента, созданного искусственным интеллектом (ИИ).
Проблема дипфейков остро стоит не только в США. Например, актриса дубляжа Алёна Андронова подала в суд иск против «Тинькофф Банка» за незаконное использование своего голоса. Актриса выполнила заказ на озвучку текста, но после выяснила: что её голос доступен на сайте банка и что им озвучиваются игровые трансляции, эротические чаты и коммерческая реклама. Так, любой желающий за 820 рублей за миллион знаков может озвучить свой собственный текст. Алена требует от банка 5 960 000 рублей, включая 5 миллионов компенсации морального вреда. В настоящий момент дело готово к рассмотрению.