Экспертный комментарий даёт руководитель практики Финтех и IP O2 Consulting Дарья Носова.
Госдума окончательно приняла и направила в Совет Федерации закон, позволяющий использовать цифровые финансовые активы (ЦФА) в международных расчетах.
Этот закон охватывает несколько важных сфер регулирования: цифровые права (цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права), валютное регулирование, противодействие отмыванию денежных средств.
Закон о ЦФА и Закон об инвестиционных платформах. Теперь допускается использование ЦФА в качестве средства платежа, но только по внешнеторговым контрактам между нерезидентами и резидентами. Аналогично могут использоваться утилитарные цифровые права (УЦП).
Валютное регулирование. Рекомендуем обратить внимание на существенные обновления. Базовым является Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (Валютный закон), который регулярно подвергается изменениям. Следует учитывать как значительно возросшую роль Центрального Банка, который может на своем уровне вводить ограничения и запреты в отношении некоторых валютных операций, так и значение указов Президента РФ, поскольку в аспекте экономической безопасности он также обладает полномочиями по регулированию данной сферы (включая контрсанкционные меры). Таким образом, этот и ранее непростой регуляторный блок усложняется.
Валютный закон теперь определяет:
(а) права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения любыми цифровыми правами (это включает ЦФА, УЦП) на территории РФ,
(б) права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения на территории РФ цифровыми правами, не являющимися валютными ценностями.
При этом Закон о ЦФА, регулирующий оборот ЦФА, также применим.
Одно из основных понятий Валютного закона, «валютные ценности», теперь включает «цифровые права, являющиеся валютными ценностями» (ЦП ВЦ). Это ЦФА, включающие: денежные требования в иностранной валюте, права по внешним эмиссионным ценным бумагам или требование их передачи; а также так называемые гибриды с ними - с включением утилитарных цифровых прав (УЦП).
Если же ЦФА включают рублевые денежные требования, права по внутренним эмиссионным ценным бумагам (номинированным в рублях, выпущенным в РФ), права участия в капитале российских непубличных АО, и гибриды таких ЦФА с УЦП, то такие цифровые права не являются валютными ценностями (ЦП неВЦ) и получают иной режим.
Виды валютных операций получили расширение – отчуждение ЦП неВЦ или их использование как средство платежа между (1) резидентами и нерезидентами и (2) между нерезидентами. Такие операции регулируются особо – для (1): только по внешнеторговым контрактам; для (2): нерезиденты могут продавать и покупать любые цифровые права (ЦФА, УЦП), но Центральный банк может отдельно вводить условия и ограничения. Остался вид валютной операции – между резидентами по приобретению/отчуждению валютных ценностей и использованию их как средства платежа. Для ЦП ВЦ допускаются операции между резидентами, если расчеты будут в рублях.
Валютные операции с ЦФА и гибридами осуществляются в информационных системах операторов информационных систем (ОИС), в которых выпускаются ЦФА, а также в инвестиционных платформах операторов инвестиционных платформ (для УЦП).
Центральный банк вправе: запрещать отдельные виды валютных операций покупки/продажи цифровых прав, устанавливать условия совершения таких операций, устанавливать правила сбора информации и документов от участников сделок.
Закон о противодействии отмыванию денежных средств. Подлежат обязательному контролю в рамках 115-ФЗ операции по передаче ЦФА, УФП и их гибридов, если они используются как средство платежа по внешнеторговым контрактам между резидентами и нерезидентам.
Специалисты О2 Консалтинг, являются признанными экспертами в сфере, регулирования цифровых активов, валютного регулирования и комплаенса. Мы следим за всеми изменениями законодательства и готовы проконсультировать вас по любым вопросам вашей деятельности, которые с этим связаны.